Армянские националисты и их сепаратистские диверсии и «претензии» в Молдове

Начнем с того, что первую сепаратистскую войну за пределами азербайджанского Карабаха армянское лобби разожгло в Молдове. Проармянская  пропаганда тогда всячески подчеркивала, что некие «народы Приднестровья и «Арцаха» находятся якобы «в угнетении» Молдовой и Азербайджаном соответственно.

Правда организовать этнические чистки в Молдавском Приднестровье не получилось, поскольку  сепаратистское образование называлось «Приднестровской молдавской республикой» и изгонять оттуда всех этнических молдаван было бы нонсенсом (однако сотни сторонников молдавского единства все-таки были изгнаны или репрессированы). Но опыт сепаратистской войны был получен. И потом многие сепаратисты-боевики из Приднестровья воевали плечом к плечу с армянскими боевиками и сепаратистами в грузинской Абхазии.

В настоящее время Армения делает все для того, чтобы расколоть Молдову. Через организованную на оккупированных азербайджанских землях сепаратистскую, т.н. «НКР» она признает т. н. «независимость» т.н. «Приднестровской молдавской республики» (ПМР). В свое очередь «ПМР» признает не только «НКР», но и сепаратистские Абхазию и т.н. «Южную Осетию».

Также как и в Грузии, в Молдове, армянские националисты и «историки» претендуют на свою «особую роль армян в истории Молдовы». Это пропагандирует в частности проживающий в Кишиневе армянский «историк» Эдуард Алхазов,  о чем в свое время был опубликован материал в издании «Спутник Молдова»: «Забытая история армян Молдовы: господари, купцы и дипломаты» https://ru.sputnik.md/society/20180629/20210608/armjane-moldova-manuc-bej.html. Вот отрывок из этой статьи:

Рассказывая об армянах Молдовы, он напомнил о молдавском господаре армянского происхождения Иоанне Лютом, известном в европейских источниках как Ивония, боровшемся против турецкого господства.
Позже среди молдавских бояр появились и армяне. Например, знаменитый Манук-бей Мирзоян — турецкий, а затем и российский государственный деятель конца XVIII — начала XIX века.

«Он был консультантом у многих высокопоставленных турецких чиновников, поднялся до уровня одного из главных финансистов Османской империи и драгомана — помощника министра иностранных дел. В той политической ситуации, Мирзоян решил служить России. Манук-бей принимал активное участие в подписании Бухарестского мирного договора 1812 года, которое проходило в его дворце» — уточнил эксперт.

Крупные общины армян находились и в Кишиневе. В нынешней столице Молдовы сохранились армянские церкви Святой Богородицы (1804 год) и церковь-часовня Воскрешения Христова (1915 год). Возле последней некоторое время назад начали проводить археологические раскопки.

Алхазов отметил, что в Молдове, к сожалению, историю армян практически не преподают в школах и не изучают.»

При этом претензии армянских националистов на церкви и земли Молдовы вызывают тревогу молдавских патриотов:

 Для того чтобы понять насколько «обоснованы» армянские претензии на исключительную роль в истории Молдовы начнем с того, что исторически здесь армянская община имела хоть какое-то влияние лишь потому, что армяне были подданными османского султана, от которого в вассальной зависимости находилась Молдова. Те же, для кого султан не был большим авторитетом,  не жаловали и его подданных армян.  Например, запорожские казаки, участвовавшие во всевозможных политических событиях в Молдове, армянских купцов регулярно грабили и изгоняли как еретиков.

Очень интересно в связи с этим история того же господаря Иоанна Водэ Лютого, которого Эдуард Алхазов и другие армянские историки почему то приписали к «армянам» только на основании мелькающего кое где в исторических воспоминаниях его прозвища «Арманул» (т.е. армянин).

Интересно что о происхождении и юности Иоана Водэ достоверно известно очень мало. В разных источниках его называли «молдаванином», «поляком», «армянином» скорее всего имея ввиду происхождение матери (еще более туманное). Единственное, что точно известно так это то,  что он принадлежал к правящей на тот момент в Молдове династии Мушатов, которая к армянам не имела никакого отношения.

Есть версия, что Иоанн Водэ Лютый был сыном господаря Стефана IV (по преданию отравленного женой), а по другой версии, он был сыном Богдана  сына Стефана III Великого, рожденным от «армянки» Серпеги, за что и получил прозвище «Арманул». Т.е. история очень темная.

Но максимум, что могло быть у Иоанна Водэ Лютого так это мать, изначально армянского вероисповедания. Вероисповедания – но не происхождения, поскольку в те времена к «армянам» причисляли исповедующих армяно-григорианство и албанцев-удинов, и армяно-кыпчаков, которые в силу своей воинственности могли восприниматься молдавской элитой как «равные».

То, что отец Иоанна Водэ не был и не мог быть армянином свидетельствует история его брата,  кошевого атамана запорожских казаков Ивана Подковы, которому после смерти Иоанна Водэ Лютого удалось на 2 месяца захватить престол молдавских господарей.

Подкова  не фамилия,  а прозвище, поскольку по преданию Иван Подкова был настолько силен, что гнул в руках лошадиную подкову. Хотя многие историки сомневаются в том, что Иван Подкова действительно был братом Иоанна Водэ Лютого, очевидно одно,  у Ивана Подковы не было ни капли хайской  крови, зная отношение запорожцев к еретикам-армянам,  и у того кого Иван Подкова называл своим отцом.  Т.е. у Ивана Подковы с Иоанном Водэ могли быть разные матери (не известно случаев, когда мать назвала бы двух своих сыновей одним и тем же именем Иван-Иоанн), но их отец к армянам точно не имел никакого отношения.

Что же касается якобы «армянских» церквей в Молдове то известно, что Церковь Святой Богородицы в Кишиневе была построена на руинах старого молдавского храма. Как и весь Кишинев, в 1739 году старая молдавская церковь сгорела, а в 1804 году на ее месте была построена новая, но уже армянская. Т.е. скорее армяне, пользуясь своим богатством и влиянием в Стамбуле,  начали присваивать себе молдавские православные церкви еще при османах (и при этом обвиняют османских султанов в «геноциде»!).

Однако покровительство османских султанов богатым армянам в Молдове не предотвратило предательства последних,   о чем свидетельствует история того же Манук-Бея Мирзояна.

Претензии армянских националистов на выдающихся исторических деятелей, земли и особенно церкви в Молдове скорое всего, как и поддержка сепаратизма в Приднестровье имеют конечной целью распространить «аналогию» на Грузию (напомним, что к «армянам» в Грузии причислены все цари и выдающиеся деятели, включая Шота Руставели). Учитывая то, что армянские националисты претендуют на 465 грузинских храмов, они в случае чего могут захватить церкви в Грузии, используя «молдавский прецедент» подобно тому, как Приднестровский сценарий был использован армянским лобби для разжигания сепаратистских войн в Грузии./Kavkazplus/

Bu xəbəri paylaşın: