Армения стала христианской благодаря тюркам-Арсакидам

Армянские националисты любят по поводу и без повода подчеркивать, что, дескать, Армения была «первой христианской страной в мире» и она «не чета» каким-то «диким» тюркским народам.

Но внимательный исторический анализ позволяет сделать парадоксальный вывод. Стала христианской страной Армения именно благодаря тюркам и своей тюркской по происхождению элите. Причем тогда, когда собственно «хайский» этнический компонент, судя по всему, вообще не имел никакого значения в этом государственном образовании – многонациональным в своей основе.

Для того, чтобы понять, почему элита Армении в начале 4 века нашей эры приняла христианство, важно осознавать, что это было за государство и самое главное какие процессы происходили в той империи, в которую оно на рубеже 3 и 4 веков нашей эры входило – Сасанидской. До этого называвшейся Парфянской империей или парфянским царством.

Напомним, что Парфянское царство было образовано народом, вошедшим в историю под названием «парны» или парфянами, имевшими изначально, по мнению многих современных ученых-историков, тюркское происхождение. Их первоначальная зона обитания – Туран – территория нынешних Казахстана и Туркменистана.

Центр формирования парфянской державы находился на территории нынешнего Туркменистана. Затем она охватила огромные территории современных Ирана, Ирака, Афганистана и той территории где образовалась пограничная и вассальная по отношению к парфянским царям государство Армения. Там утвердилась младшая по отношению к господствующей в парфянском государстве ветвь династии Арсакидов (или Аршакидов.)

Однако, в третьем веке нашей эры в Парфянской державе произошел переворот. Власть захватила персидская по своему происхождению династия Сасанидов. Начались гонения и преследования прежней тюркской по своему происхождению элиты и этнических тюрок, которые вынуждены были переселяться на окраины и в тех государственные образования, где у власти сохранялись тюрки-Арсакиды, т.е. в ту же Армению, которая из-за своего пограничного статуса была очень густо населена именно тюрками, несшими здесь военную службу.

Однако оставалась единая религиозная система зороастризма, в которой в Ираке также власть захватили Сасаниды и этнические персы. Такое положение парфянскую элиту в Армении перестало устраивать.

Именно здесь кроется ответ на вопрос, почему так легко Григорию — Просветителю – человеку, происходящему из царского парфянского рода и имевшего отношения к прежней тюркской элите Парфии Армении удалось обратить в христианство своих соплеменников. Он и его потомки свыше 100 лет были наследственными епископами Армении.

Т.е в начале 4 века нашей эры христианство принимал не армянский «хайский» этнос, который тогда еще не образовался, а элита парфянского государства «младших» Арсакидов, которые правили местностью под географическим названием Армения.

Скорее всего, в тюркской – парфянской элите государства Армения видели в христианстве противовес персидской Сасанидской экспансии, которая шла также «по религиозным каналам». Именно поэтому в последующие полтора столетия Армения больше тяготила к Римской империи, где также христианство стало государственной религией.

Что же касается племени хаев, то нужно учесть, что тюркская христианская верхушка Армении была заинтересована в заселении своей страны, опустевшей из-за войн и эпидемий. В районе озера Ван было поселено пришедшее с запада племя хаев, по происхождению родственных фракийцам и фригийцам, которых римляне и греки считали дикими и варварскими народами (по-видимому, хаи не далеко от них ушли).

За полтора века под властью тюрок-Арсакидов принявшие христианство хаи окультурились и цивилизовались, расплодились и размножились, и даже стали этнически доминировать в ряде местностей Армении.

После этого именно хайский этнический компонент способствовал отрыву армянской церкви от православной и распространению здесь монофизитского (армяно-григорианского) вероисповедания. Монофизитство изначально больше всего распространилось именно среди хайского этноса.

Со времен Месропа Маштоца армянские церковнослужители хайского происхождения всячески начали внедрять литературный церковный язык грабар (на хайской основе) в качестве языка богослужения. Делалось это прежде всего для того чтобы оторвать армянскую церковь сперва от православной церкви в Византии, а затем от православных церквей в Иберии (Грузии) и кавказской Албании.

Так началась арменизация христианского населения Армении, которая изначально в большинстве своем к пришлому племени хаев никакого отношения не имела, но имела тюркскую по происхождению парфянскую элиту. (KavkazPlus)

Bu xəbəri paylaşın: