«Известно, что до 1878 года только Российская империя, опасаясь
влияния Османской империи на Кавказе и в Туркестане начала разыг-рывать армянскую карту. Целью этой игры была вытеснение Османской империи из колониальных границ России, но в дальнейшем армяне превратились в разменную монету, и в руках других мировых держав.
Интересы России против Османской империи совпали с интересами Великобритании, Франции и Германии, которые возвели армянский вопрос до уровня значимой проблемы в мировой политике.
В мировой политике тех лет армянского вопроса, обсуждаемого на
мировой арене до мирного Сан-Стефанского договора 3 марта 1878
года и Берлинского конгресса в июне 1878 года, вообще не сущест-
вовало. До этого договора и конгресса и в Османской империи тоже не было армянского вопроса и армянских организаций. В них не имелось необходимости, так как армяне были представлены и в парламенте, и в правительстве Османской империи.»
«В канун Первой мировой войны по инициативе Армянской церкви
армянские организации «Гнчаг» и «Дашнакцутюн» провели конгресс,
на котором приняли конкретные решения против Османской империи. И первым решением данного конгресса было — армяне, которые служат в Османской армии, ни в коем случае не должны сдавать оружие, и после того, как подойдут российские войска, повернуть своё оружие против солдат Османской армии. Вторым решением, принятым на конгрессе, было начать оказывать давление на членов семей Османских солдат, оставшихся в деревнях. Третье и самое главное решение — всеми способами добиться поражения Османской империи в предстоящей войне.
Султан Османской империи 1909 — 1918 гг. Мехмет V, и генералы
Османской армии Ришад Паша, военный министр Энвер Паша, министр внутренних дел Талаат Паша были осведомлены об этих планах.
С декабря 1914 года до конца января 1915 года длилась битва
«Сарыкамыш», во время которой стало очевидным предательство армян Османской империи, перешедших на сторону врага. После этого Османская империя была вынуждена прибегнуть к переселению армян с приграничных зон в другие регионы своей страны, так как представители этого народа при поддержке внешних сил постоянно проводили террор и диверсии в тылу Османских войск.
24 апреля 1915 года правительство Османской империи приняло
решение об аресте активистов армянских организаций «Гнчаг» и
«Дашнакцутюн». Переселение армян с приграничных зон началось 27 мая 1915 года. В указе Османского правительства говорится о предоставлении возможности армянам захватить с собой все движимое имущество. Для этого было выделено необходимое количество повозок. Что касается недвижимости, то власти Османской империи распорядились оценить и выплатить армянам её стоимость.
Кроме того, было отмечено, что если в будущем переселённые армяне пожелают вернуться, их недвижимое имущество может быть им возвращено. Строго было наказано, что если кто-либо из солдат нанесёт ущерб переселяемым армянам, то предстанет перед военным трибуналом.»
«Сам термин ‘геноцид’ не правомерно используется в отношении
событий тех лет, так как термин ‘геноцид’ был впервые введён в
обиход в 1943 году польским юристом еврейского происхождения
Рафаэлем Лемкиным, а международный правовой статус он получил после Второй мировой войны в декабре 1948 года. Под названием ‘Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него’ как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества.
Поэтому с юридической и логической точки зрения применение
данного термина считается не правомерным по отношению к событиям до 1948 года.»
«Во второй половине XIX века в Центральной Азии, тогда известной как Русский или Западный Туркестан, в ходе процесса её завоевания и присоединения к Российской империи, появились армянские общины.
Основная масса армян направлялась в городские поселения
Туркестана и постепенно осела, как в старых — Самарканд, Коканд,
Андижан, так и новых городах Туркестана — Ашгабаде, Скобелеве
(ныне Фергана) компактно: почти в каждом из них были армянские кварталы.»
«В ‘Кауфманском сборнике’ в 1910 году генерал-майор русской
армии Б. Литвинов сообщает, когда в Туркестан ‘пришли русские
войска, за ними потянулись армяне: открылись лавчонки; прибыли ещё войска: выросли транспортные конторы, заводы, церковь, школа и: армяне, армяне и армяне. Армяне торговцы вытеснили торговцев татар, армяне портные выгнали портных евреев, армяне — скупщики, армяне перекупщики: содержатели пивных, словом, образовался особый армянский квартал’.»
«В январе 1918 г. после отказа признать власть Советов в Турке-
стане для уничтожения сторонников Туркестанской независимости из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией. Из воспоминаний многих большевиков тех лет, в Туркестан были брошены войска, где были в основном вооружённые дашнаки.»
«В начале 1918 года армяне, во главе с председателем Кокандско-
го Совета армянином Сааковым, вооружённые пулемётами и артиллерийским орудием, подошли к кишлаку Бачкир, родному селению курбаши Иргаша — первого лидера Национально Освободительного Движения Туркестана и сожгли его. По пути следования отряд расстреливал ‘невинных, беспомощных дехкан и оскорбил некоторых женщин и девиц и ограбил домашнюю утварь их’.»
«13 февраля 1918 года была резня мирного населения города Коканда и окрестных кишлаков. Дашнаки в течение трёх дней убивали всех мусульман, имевших несчастье встретиться им на пути, грабили их дома и лавки. Махалли и кишлаки местных жителей были подожжены, а огромная добыча свалена на вокзале, чтобы её было удобней отвозить в качестве трофеев. Не только местные узбеки, составлявшие заметную часть защитников Кокандской автономии были перебиты, но
и персы, евреи и даже русские сторонники Туркестанской автономии и вся их немногочисленные общины в городе Коканде, невзирая на пол и возраст были убиты. Главная инициатива убийства исходила от армян, ожесточившихся на персидскую общину и на узбеков. Позже, в своё оправдание представители армянской общины Коканда, наиболее активные в этой резне, говорили, что их подталкивал к насилию страх перед объявлением мусульманами ‘джихада’.
Основные силы дашнаков сожгли Коканд и устроили резню местных жителей, но другой отряд дашнаков после боя с мирными жителями Коканда захватил селение Сузак и расстрелял там всех жителей.
Третий отряд Красной армии, в составе, которого была армяне
дашнаки, вступил в бой с народными повстанцами у Базар Кургана и был вынужден отступить. В течение 20 дней все кишлаки в этой зоне подверглись нападению, где все мусульмане мужского пола, невзирая на возраст, были убиты. Те, кто выжили, хоронили погибших, но дашнаки появлялись вновь и убивали оставшихся, даже тех, кто молился у свежих могил.»
«В марте 1919 г. на чрезвычайном съезде Советов Туркестана его
мусульманские делегаты предложили резолюцию, в которой выдвигалось предложение ‘обезоружить и расформировать отряды Дашнакцутюн и очистить Красную гвардию от преступного элемента.»
«Под контролем ТуркЦИКа, приказ о разоружении дашнаков были
исполнены по достоверным агентурным данным о наличии оружия и боеприпасов у армянской общины Ферганы. Комиссия привлекла части Красной армии для проведения обысков в домах и сторонников этой организации. Члены Дашнакцутюн, сопротивлявшиеся исполнению приказа, были отданы под суд военного трибунала и расстреляны. Со стороны комиссии, для предотвращения вооружения своих соплеменников армянами-красноармейцами был отдан приказ командованию Красной армии в Туркестане изгнать из своих рядов всех армян — красноармейцев.»
АВТОР СТАТЬИ: РИЗВАН ГУСЕЙНОВ